РУ БЕ EN

Исторические материалы о развитии сельсовета до 1917г.

История Колодищи – это типичная история населённого пункта Белоруссии. В первой половине ХIХ в. в районе Колодищи были нетронутые  рукой человека леса, которые изобиловали зверями и птицами. Принадлежали эти земли помещику Анисону.

Самыми близкими и старинными населенными пунктами были деревни Глебковичи, Старина, Городище, Юхновка, Коронев Стан.

Городище

 Поселок Колодищанского сельсовета. Название от поселения на месте какого-то городка, а также остатков древнего укрепления. В 1557 г. Городище – село, шляхетская собственность. В 1582 г. – село, центр волости, собственность М. Ю. Радзивилла. В 1586 г. - село, Смолевичской волости, шляхетская собственность, двор, гребля, мельница на р. Волма, 25 волок земли. В 1597, 1598, 1599, 1600 гг. – центр имения, собственность К. Радзивилла, двор. В 1800 г. – деревня, собственность князя Д. Радзивилла, 7 дворов, 54 жителей. В 1917 г. в застенке 20 дворов, 142 жителей, в фольварке 5 дворов, 38 жителей

Глебковичи

Деревня Колодищанского сельсовета. Название от имени Глеб. В 1586 г. Глебковичи – село, собственность Г. Горностая. В 1800 г. - деревня, собственность князя Д. Радзивилла, 21 двор, 137 жителей. В 1858 г. собственность князя П. Витгэнштейна. В 1897 г. Глебковичи – деревня Острошицко-Городецкой волости, 35 дворов, 213 жителей. В 1917 г. 52 дворе, 318 жителей.

Колодищи

 Поселок, центр сельсовета, железнодорожная станция. В основе названия слова «колода».  В 1858 г. Колодичи – деревня, собственность князя П. Витгенштейна. В 1885 г. Колодище – железнодорожная станция, трактир, застенок Острошицко-Городецкой волости. В 1857 г. на станции 4 двора, 42 жителей. В 1917 г. на станции 20 дворов, 89 жителей; на заводе двор, 20 жителей; на хуторе Колодищи 8 дворов, 67 жителей

 

Липовая Колода

Деревня Колодищанского сельсовета. В основе названия порода дерева липы. В 1897 г. Липовая Колода – застенок Острошицко-Городецкой волости, 2 двора, 14 жителей.

Старина

Деревня Колодищанского сельсовета. В 1800, 1815 гг. – деревня, собственность князя Д. Радзивилла, 28 дворов, 177 жителей. В 1858 г. - деревня, собственность князя П. Витгенштейна. В 1897 г. Старина – деревня Острошицко-Городецкой волости Минского уезда, 27 дворов, 224 жители, кузница.

Сухорукие

Поселок Колодищанского уезда. Название – производное от фамилии Сухоруков. В 1885 г. Сухорукие – застенок Острошицко-Городецкой волости. В 1897 г. Сухорукие – урочища, 8 дворов, 56 жителей, таверна. В 1917 г. в деревне 5 дворов, 32 жители; в фольварке двор, 4 жителя, на хуторе 2 двора, 10 жителей.

Юхновка

 Поселок Колодищанского сельсовета. Название образовано от фамилий Юхно, Юхнович. В 1800, 1815 гг. – деревня, собственность княза Д Радзивилла.  Располагалась возле «большой борисовской дороги», на правом берегу р. Волма, двор, 8 жителей. На р. Волма мост, гать, мельница. В 1858 г. – деревня, собственность княза П. Витгенштейна. В 1870 г. Юхновка – деревня Острошицко-Городецкой волости, 7 душ мужского пола. В 1879 г. в фольварке Юхнаўка двор, 14 жителей.

Хозяйственных строений и жилых домов до революции в деревнях было мало. Сельское хозяйство было развито слабо. Техники у людей еще не было. Люди жили бедно, ходили в лаптях и самотканой одежде. Грамотных людей было очень мало, один или два человека на всю округу могли немного читать и писать.

 В 1870 году русский царь Александр II издал указ о строительстве железной дороги, связывающей  Варшаву – Брест - Москву. Для этих целей здесь была построена лесопилка, чтобы пилить брёвна на колоды для изготовления  шпал, которые использовались при укладке железнодорожного полотна. В 1871 году была проложена  железная дорога и здание железнодорожного вокзала. 

Название посёлку, по одной из версий, было дано от слова колоды – «Колодищи». По окончанию строительства железной дороги жизнь данной местности стала преображаться. Был построен лесопильный завод и проведена узкоколейная дорога. В 1910 году этот завод принадлежал Княжину. Многие жители Колодищ работали на нем. Положение рабочих было крайне тяжелым. Рабочий день достигал 14-15 часов, за каждый проступок штрафовали. Женщин и детей заставляли работать наравне с мужчинами.  Ничтожная заработная плата не обеспечивала даже нищенского прожиточного минимума.

С 1885г. Колодищи стали железнодорожной станцией Острошицко-Городецкой волости.

По окончанию строительства железной дороги жизнь данной местности стала преображаться. Была построена узкоколейка, которая связывала Колодищи с деревней  Червенского уезда. По этой узкоколейке возили лес на станцию  Колодищи, здесь его грузили и отправляли по разным направлениям. Вскоре построили дом для железнодорожников и водокачку, а на противоположной стороне путей – дом-магазин торговца Гурвича.

Железная дорога ускорила экономическое развитие прилегающего района в конце века в районе Колодищ действовала несколько смолокурен, а так же лесопилка (с паровой машиной), находившаяся примерно на расстоянии 250 – 300 м. севернее ж/д путей. Одна из смолокурен, которая находилась между деревней старина и посёлком Репье принадлежала минскому купцу Клячкину. Лесопилкой владели купцы Гринфельд и Кац.

В 1910 – 1911 году в связи с вырубкой леса лесопилка была закрыта. Через два года лесопилка была построена теми же купцами только с южной стороны ж.д. путей. Лесоматериалы отправлялись по железной дороге в различные пункты империи и за границу. Купцы быстро богатели, а рабочие оставались бедными.

Перед Первой мировой войной все лесные угодья стали владениями купцов Соломона и Лазаря Кауфманов. Им же принадлежали три больших дома и пять бараков для рабочих. 1914-1918 гг. - Первая мировая война. До деревень, окруженных лесами и болотами, слабо доходили вести о каких-либо событиях, всколыхнувших Россию. Но вскоре жителям Колодищ пришлось увидеть, что такое война.

Дальнейшее развитие поселка было прервано вторжением немецких оккупантов и чуть позже войсками буржуазно-помещичьей Польши. Грабители демонтировали узкоколейку, лесопильный завод, забрали поезд и сожгли пассажирское здание станции Колодищи.

 

 

Интернет-ресурсы: