РУ БЕ EN

Чарльз Диккенс

7 февраля исполняется 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса. Благодаря своему писательскому таланту Диккенс избавил семью от долгов, вошел в высшее общество и стал одним из влиятельнейших людей Англии того времени, но из его писем видно, что все это далось ему очень нелегко.

Чарльз Диккенс — английский писатель, один из величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманист, классик мировой литературы. Близка к истине характеристика, которую даёт Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, — пишет этот во многом родственный ему английский писатель, — своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Всё его творчество сияет отражённым светом революции». Проза Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире как «английский юмор». Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и, в частности, своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия. Однако семья Диккенса внезапно разорилась. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику по производству ваксы. Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни, нищеты и таких ужасающих социальных учреждений как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п. Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, — вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами. Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр.

Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подниматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно ухватился за газетную работу, и всё то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только то, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он поднимется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых. Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836 году. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев. Как и все диккенсовские романы, эти зарисовки также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы. Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба». Этот успех был вознесён на чрезвычайную высоту новой работой Диккенса, и надо отдать ему справедливость: он тотчас же использовал ту высокую трибуну, на которую взошёл, заставив всю Англию смеяться до колик над каскадом курьёзов Пиквикиады, для более серьёзных задач.

Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никльби». Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений. После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезлвита». В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В газете этой он выражал свои социально-политические взгляды. В последующие годы Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары. 9 июня 1870 года пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта. Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии. «Диккенс — это великий юморист», — вот что вы услышите прежде всего из уст рядовых англичан из самых различных классов этой страны.

Интересные факты о Чарльзе Диккенсе – это отличная возможность узнать больше о творчестве великого английского писателя. Его относят к числу самых выдающихся прозаиков 19 века. За свою жизнь Диккенсу удалось написать десятки романов, по которым снято немало художественных картин.

19 интересных фактов о Чарльзе Диккенсе

  1. Чарльз Диккенс (1812-1870) – писатель, романист, прозаик, очеркист и социальный критик.
  2. Еще при жизни Диккенс являлся наиболее популярным англоязычным писателем.
  3. У Чарльза было 7 братьев и сестер.
  4. Интересен факт, что Диккенс начал работать с 11 лет. Первым местом куда он устроился был завод по производству ваксы.
  5. Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, его отца посадили за решетку за долги. Согласно британскому законодательству того времени, вместе с должником заключению должна была подвергаться и его жена.
  6. Первые работы Чарльза Диккенса были напечатаны в местных газетах. Они представляли собой очерки на тему социального положения разоряющейся мелкой буржуазии.
  7. Знаете ли вы, что Чарльз Диккенс являлся еще и талантливым чтецом? Он зарабатывал солидные суммы денег за чтение собственных произведений.
  8. В честь Диккенса назван кратер на Меркурии (см. интересные факты о Меркурии).
  9. По словам современников, литератор нередко впадал в транс. Причем это могло случиться в самое разное время.
  10. В конце 20 века портрет Диккенса изображался на английской денежной купюре номиналом в 10 фунтов.
  11. Однажды Чарльз Диккенс признался, что когда он описывает в книге каких-либо героев, в тот момент они находятся рядом с ним. Более того, литератор якобы даже слышит их голоса.
  12. Интересен факт, что Диккенс многократно испытывал такое явление, как дежавю. В подобных случаях он начинал лихорадочно теребить поля своей шляпы. Вследствие этого ему приходилось довольно часто менять головные уборы. В результате Чарльз решил вовсе перестать носить шляпы.
  13. Когда Диккенсу мерещилось будто рядом с ним находятся приведения, он отправлялся на прогулки по городским улицам и проспектам. К слову, гулял он частенько.
  14. За свою жизнь писатель издал массу очерков, а также опубликовал 16 романов и 3 сборника рассказов.
  15. У Чарльза Диккенса было 7 сыновей и 3 дочери.
  16. Любопытно, что в своем завещании Диккенс просил не ставить ему памятников. Тем не менее, сегодня монументы в честь литератора можно увидеть в АмерикеАвстралиии России (см. интересные факты о России).
  17. По мотивам произведений Чарльза Диккенса было экранизировано 180 фильмов, телесериалов и мультфильмов.
  18. Диккенс был суеверным человеком. Например, он верил, что пятница являлась самым «счастливым» днем в неделе. Кроме этого, ко всем предметам он дотрагивался по 3 раза, а ложился спасть всегда головой на север.
  19. Очередной странностью Диккенса была привычка делать 3 глотка горячей воды через каждые 50 написанных строчек.